Главная Методическая копилка

Методическая копилка

 

Консультация для педагогов ДОУ

Детское экспериментирование как средство познавательного развития

Воспитатель: Е.А. Антоненко

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. В настоящее время в системе дошкольного образования используется эффективный метод познания окружающего мира — метод экспериментирования, который относится к познавательно - речевому развитию.

Психологами доказано, что у детей дошкольного возраста мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду строиться на наглядных и практических методах, для того чтобы педагогический процесс был эффективным.

Дети по своей природе исследователи, любят экспериментировать. Они с радостью и с удивлением открывают для себя окружающий мир. Им все интересно, постоянно стремятся узнать что-то новое. Обязательно нужно поддерживать стремление детей к экспериментированию, создавать необходимые условия для исследовательской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС (приказ от 17 октября 2013 года), неслучайно предъявляет требования к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров, которые формируют у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментальной деятельности у детей развивается речь, накапливается словарный запас, обогащается память, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно совершают операции анализа и синтеза, сравнивают, обобщают, дают отчет о результате эксперимента, делают выводы.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых и культурно-гигиенических навыков. Также экспериментальная деятельность способствует развитию у детей таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость. Воспитанники моей группы также очень любознательны и активны, очень любят проводить эксперименты, что привело к созданию кружка, где дети проявляют собственную исследовательскую активность.

 

Опыты с водой для детей младшего возраста (3-4 года)

1) «Может вода менять цвет?»

Цель. Напомнить детям, что вода прозрачная, сквозь нее все видно. Воду можно сделать цветной, тогда она становится непрозрачной, и сквозь нее ничего не видно.

Материалы и оборудование. Стаканчики с водой, гуашь, палочки для размешивания, цветные камешки.

Ход. Педагог показывает стаканчик с прозрачной водой, предлагает положить в него цветные камешки. Дети рассматривают и убеждаются, что через прозрачную воду все видно. Педагог уточняет, что вода - прозрачная, но можно сделать ее цветной, добавив в нее краску. Дети подкрашивают воду, опускают камешки. Приходят к выводу, что предметы в непрозрачной воде не видно.

Результат. Цветная вода стала непрозрачной, через нее ничего не видно.

Вывод. Вода прозрачная, но может менять цвет.

 

2) «У воды есть запах и вкус?»

Цель. Выяснить, что у воды нет вкуса и запаха.

Материалы и оборудование. Два непрозрачных стаканчика: один с водой, второй с соком, трубочки.

Ход. Педагог предлагает понюхать сок и воду в непрозрачных стаканчиках, сравнить, чем они пахнут. Педагог предлагает выпить немного воды и сказать, есть ли у нее вкус, затем попробовать для сравнения сок.

Результат. Дети сравнивают вкус и определяют наличие запаха у воды.

Вывод. Вода не имеет запаха и вкуса.

3) «Что растворяет вода?»

Цель. Помочь детям выделить свойство воды: она растворяет некоторые вещества.

Материалы и оборудование. Стаканы с водой, ложки, сахарный песок, соль, речной песок.

Ход. Педагог предлагает детям посмотреть, что случится с речным песком, если его насыпать в стакан с водой и размешать. В два других стакана педагог поочередно насыпает сахарный песок, соль. Предлагает попробовать на вкус, описать результат (соленый, сладкий).

Результат. При смешивании речного песка и воды - песок оседает на дно, не растворяется. Остальные вещества в опыте растворяются в воде.

Вывод. Одни вещества в воде растворяются, другие нет.

4) «Лед - это твердая вода».

Цель. Доказать, что лед - тоже вода.

Материалы и оборудование. Сосульки разного размера, миска.

Ход. Дети на прогулке выбирают сосульки разного размера и заносят в группу. Помещают в прозрачную миску и наблюдают за таянием сосулек. Педагог обращает внимание детей на то, как постепенно уменьшаются сосульки, что разные по величине сосульки тают за разные промежутки времени. Обратить внимание на то, что талая грязная. вода

Результат. В теплом помещении сосулька растает. Чем меньше сосулька, тем быстрее она превратится в воду.

Вывод. Лед - тоже вода.

5) «Как получаются цветные льдинки?»

Цель. Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска.

Материалы и оборудование. Стаканчики с водой, гуашь, палочки для размешивания, формочки, веревочки.

Ход. Педагог показывает цветные льдинки и просит детей подумать, из чего они сделаны. Дети размешивают краску в воде, заливают цветную воду в формочки, ставят на поднос и замораживают. Затем дети вынимают льдинки из формочек. Можно сделать узоры на снегу или украсить елочку на участке (предварительно положить веревочки в формочки).

Результат. Дети учатся смешивать краску с водой, аккуратно разливать по формочкам, знакомятся со свойством воды (замерзание на холоде).

Вывод. Вода льется, растворяет в себе краску, замерзает на холоде.

6) «Какие жидкости могут замерзнуть?»

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материалы и оборудование. Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, растительного масла.

Ход. Дети рассматривают жидкости, определяют различия и находят общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосуда). Педагог и дети приготавливают раствор соленой воды. Все жидкости заливают в одинаковые формы и ставят в холод. Затем вносят формочки, рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие не замерзли.

Результат. Жидкости замерзают с разной скоростью, а некоторые не замерзают.

Вывод. Одни жидкости замерзают быстрее, другие — медленнее. Чем больше плотность жидкости, чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

7) «Как снег становится водой?»

Цель. Показать, что снег в тепле тает и становится водой, в талой воде есть мусор, она грязная.

Материалы и оборудование. Снег, прозрачная посуда.

Ход. Педагог с детьми заносят в группу снег после прогулки; после дневного сна они вместе рассматривают воду. Определяют, что снег превратился в воду. Обратить внимание детей на то, что талая вода грязная, ее нельзя использовать в употреблении человеку.

Результат. Снег в тепле превращается в воду, талая вода грязная.

Вывод. Снег — это вода.

8) «Какие предметы тонут, а какие не тонут в воде».

Цель. Уточнить представления, что предметы в воде могут плавать и тонуть.

Материалы и оборудование. Вода, емкости, предметы из разного материала.

Ход. Педагог предлагает детям назвать предметы, определить из какого материала они сделаны. Дети выбирают по одному предмету, опускают в воду. Педагог предлагает подуть на плавающие предметы, определить, что они легкие и им может управлять ветер, а тяжелые упали на дно.

Результат. Тяжелые предметы тонут, а легкие предметы не тонут, они могут плавать на поверхности воды.

Вывод. Легкие предметы могут плавать, а тяжелые тонут.

 

9) «Пар — тоже вода».

Цель. Показать детям еще одно агрегатное состояние воды, ввести правила безопасности при обращении с кипятком.

Материалы и оборудование. Термос с кипятком, зеркало или стекло, знак «Осторожно, кипяток!»

Ход. Педагог открывает термос с кипятком и проводит опыт, показывающий, что пар — тоже вода. На горлышко термоса педагог помещает зеркальце или стекло: через некоторое время на нем выступят капельки воды.

Педагог вместе с детьми рассматривает знак «Осторожно, кипяток!», беседует о правилах безопасного обращения с горячими предметами.

Результат. Через некоторое время на стекле или зеркальце образуются капельки пара.

Вывод. Пар — это тоже вода. Под действием сильного тепла вода превращается в пар, при охлаждении или встрече с более холодной поверхностью пар превращается в воду. Необходимо быть внимательными с горячей водой, не забывать о технике безопасности.

Опыты на улице в зимний период (старший возраст)

  1. «Опыт со снежинками».

Интересно наблюдать, как падают снежинки. То они опускаются медленно, мягкими хлопьями. То их гонит злой и колючий ветер. Тогда снежинки режут лицо до слез: от них хочется поскорее спрятаться, пока не утихнет непогода.

Поймай снежинку варежкой сухой и темного цвета. На темном фоне снежинку можно рассмотреть, а на сухой варежке она дольше не растает. С помощью лупы дети рассматривают снежинки. Правда, красивые? Вроде бы все похожи: у каждой шесть лучиков. А все – таки разные, двух одинаковых отыскать нельзя.

Подышите на снежинку – вмиг исчезла снежинка. Заблестела на этом месте крошечная капелька воды.

Вывод: Дыхание теплое, поэтому снежинка растаяла.

  1. Опыт со снегом

Возьмите две одинаковые формочки. В одну насыть рыхлого снега. В другую формочку, снег постепенно насыпай и утрамбовывай, чтобы как можно больше вошло. Взвесь эти формочки на ладонях вытянутых рук. Какая тяжелее? Конечно, та, в которой больше снега. Внеси формочки со снегом в тепло. Продолжай наблюдать. Где скорее растаял снег? Где оказалось больше воды?

Вывод: Снег тает в тепле. Снег можно взвесить. Чем больше снега, тем больше воды

  1. Опыт со снегом

Возьми чистое блюдце белого цвета и зачерпни им немного свежевыпавшего снега. Именно зачерпни. Накрой блюдце крышечкой. Занесите блюдце в детский сад. Снег растает. Что же мы видим? На дне блюдца лужица мутной воды, а по краям грязная каемка.

  1. Опыт со снегом

Цель опыта – сравнить температуру под снегом и над снегом. Где теплее?

-Для чего, родная, снег зимой идет?

-Из него природа одеяльце ткет!

-Одеяльце, мама, а зачем оно?

-Без него земле бы стало холодно!

-А кому, родная, в ней тепло искать?

-Тем, кому придется зиму зимовать!

Семенам – малюткам, зернышкам хлебов,

Корешкам былинок, злаков и цветов!

А. А. Коринфский.

Выроем в снегу глубокую лунку с таким расчетом, чтобы в нее можно было положить уличный термометр. Забросаем термометр снегом и слегка разровняем холмик лопаткой. Через полчаса достанем термометр и быстро поставим фломастером точку на стекле в том месте, где кончается столбик. Повесим термометр на ветку дерева, под которым измеряли температуру. Через несколько минут посмотрим, что произошло с высотой столбика.

Помнишь ли ты сказку «Морозко» Там Настенька попала в гости к Морозу. Трудолюбивая девочка Деду Морозу постель стелить помогала: «Отогнула Настенька снеговую перину, а под ней травка зелененькая. Так было в сказке. А как на самом деле? Бывает ли живая трава под снежным одеялом? Раскопаем снег там, где росло много травы. Убедимся в том, снег для растений как шуба, от мороза спасает.

Вопросы:

  1. Где теплее: на снегу или под снегом?

  2. Почему под снегом трава зеленая?

Опыт: «Украсим елочку»

Алгоритм деятельности детей: налить воду в емкость (формочку) – растворить в ней краску понравившегося цвета – взять формочку, налить в нее окрашенную воду – опустить нитку, сложенную вдвое, ближе к краю формы – оставить на холоде. После замерзания на несколько секунд опустить дно формы в горячую воду и вынуть содержимое и украсить елочку.

 

 

Выбрать версию для слабовидящих

Полезные ссылки

Официальный сайт Министерства образования и науки РФ
перейти на сайт

Федеральный портал "Российское образование"
перейти на сайт

Единое окно доступа к образовательным ресурсам
перейти на сайт

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
перейти на сайт

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
перейти на сайт

Официальный сайт для размещения информации о ГМУ
перейти на сайт


Главная Методическая копилка